Крымский ресурсный методический центр художественного образования

Кибербуллинг среди подростков: основные признаки и рекомендации для родителей

В последние пятнадцать лет исследователи привлекают внимание к проблеме такого деструктивного феномена, как «кибербуллинг». Термин понимается большинством авторов как умышленные агрессивные действия в отношении жертвы, которой трудно себя защитить; эти действия могут совершаться группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм коммуникации и повторяться неоднократно в течение продолжительного времени. Среди различных видов киберагрессии кибербуллинг вызывает особые опасения в связи с серьезными последствиями для всех участников таких ситуаций, в том числе тех, кто вроде бы лишь пассивно наблюдают за процессом.

Формы кибербуллинга:

  • оскорбительные и угрожающие сообщения, изображения или видео;
  • передразнивание, бойкоты или унизительные комментарии в сети, в которых упоминается личность ребенка;
  • распространение неприятных слухов, обсуждение ребенка в сети;
  • создание поддельных аккаунтов с целью воздействия на ребенка;
  • публичное разглашение личных данных и приватной информации о ребенке;
  • преследование ребенка в сети и угрозы нанесения реального физического вреда.

В той или иной форме, с травлей в Интернете сталкивались 72% подростков, а 29% детей воспринимают травлю как норму поведения (по данным Лиги безопасного Интернета), 42% россиян считают, что в период с 2016 по 2021 год число оскорбительных публикаций в российском сегменте Интернета значительно возросло (по данным ВЦИОМ).

По данным экспертов, количество эпизодов травли несовершеннолетних в интернете с мая по ноябрь 2023 года выросло на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К примерам агрессивных высказываний в отношении детей в сети можно отнести комментарии под публикациями о внутренних конфликтах в коллективах несовершеннолетних, негативные сообщения в отношении конкретной личности или группы, а также комментарии под постами с демонстрацией достатка семьи: дорогостоящих вещей, техники, домов и квартир, машин.

Кибербуллинг имеет сложную ролевую структуру, включающую жертв, агрессоров, защитников жертв, помощников агрессоров и пассивных наблюдателей. По сравнению с традиционным буллингом в кибербуллинге чаще встречаются также «хамелеоны» – участники, имеющие «двойной» опыт столкновения с онлайн-травлей – как в роли жертвы, так и агрессора.

Особенности участников кибербуллинга.

Личностные черты.

Результаты исследований, анализирующих личностные черты участников ситуаций кибербуллинга, свидетельствуют о том, что жертвы по сравнению с агрессорами характеризуются более высокими показателями доброжелательности, открытости опыту, невротизма и экстраверсии.

Агрессия.

Агрессивность нередко рассматривается как одна из ключевых личностных характеристик, связанных со школьным буллингом и кибербуллингом. Интернет может предрасполагать «хулиганов» к большему проявлению агрессии, так как здесь факт обнаружения и наказания за деструктивное поведение менее очевиден.

Нетерпимость.

По данным различных исследований, одной из причин распространения кибербуллинга становится нетерпимость к различным проявлениям инаковости – в первую очередь, это касается внешности, разделяемых интересов и хобби, личностных особенностей, этнической принадлежности и т.д.

Чрезмерное вовлеченность в виртуальное общение.

Увеличение времени, проводимого в Сети, связано с более высокой вероятностью столкновения с различными онлайн-рисками. Повышенная включенность в сетевое общение может выступать одним из факторов попадания в ситуацию кибербуллинга. Результаты исследований показывают, что поведенческая Интернет-зависимость характерна в контексте кибербуллинга, в первую очередь, для жертв, но также и для агрессоров.

Внимание!
Ваш ребенок может не признаваться, что подвергается травле в Интернете из опасений лишиться доступа к электронным устройствам и Интернету.

Кибербуллинг оказывает огромное влияние на психическое благополучие жертвы и общее качество жизни. Кибербуллинг может приводить к снижению у жертвы самооценки, повышению тревоги, появлению суицидальных мыслей, следовательно, может стать причиной злоупотребления психоактивными веществами, расстройств пищевого поведения, плохой успеваемости в школе. Все это показывает, насколько вреден кибербуллинг и как важно искать пути борьбы с ним.

Рекомендации для родителей


Родители часто мало или совсем ничего не знают о том, как проводит время в интернете их ребенок. Рассмотрим ряд признаков, указывающих на то, что ребенок мог оказаться жертвой киберагрессии. Если ребенок:

  1. Неожиданно перестает пользоваться своим устройством – телефоном, планшетом и пр.
  2. Проявляет беспокойство или тревогу при использовании своего устройства.
  3. Испытывает дискомфорт при выходе из дома.
  4. Выглядит сердитым, подавленным или расстроенным после выхода в Интернет.
  5. Стал нетипично замкнутым в себе по отношению к друзьям и членам семьи.
  6. Стал есть больше или меньше, чем обычно.
  7. Регулярно кажется подавленным.
  8. Вскользь говорит о самоубийстве или бессмысленности жизни.
  9. Избегает обсуждений того, что делает в интернете.
  10. Предпочитает проводить больше времени дома, чем со сверстниками.
  11. Становится необычайно скрытным, особенно когда речь идет об онлайн-активности.

Ребенок может оказаться не только в роли жертвы. Он также может инициировать киберагрессию в отношении другого человека, и родители могут не знать об этом. Исследователи С. Хиндуджа и Дж. Пэтчин составили следующий список тревожных сигналов, которые могут указывать на то, что ребенок проявляет киберагрессию по отношению к другим.

Ребенок может проявлять киберагрессию, если:

  1. Быстро переключает экраны или скрывает свое устройство, когда вы находитесь рядом.
  2. Становится необычно расстроенным, если не может пользоваться своими устройствами.
  3. Чрезмерно смеется при использовании своего устройства, но не показывает вам, что стало поводом для смеха.
  4. Избегает дискуссий о том, что делает в интернете.
  5. Постепенно отдаляется от семьи.
  6. Может использовать несколько учетных записей в интернете или пользоваться чужой.
  7. Демонстрирует усиление поведенческих проблем или дисциплинарных взысканий в школе (путем проявления агрессии по отношению к другим детям, нарушения дисциплины в классе, протестного поведения и т.д.).
  8. Демонстрирует растущую нечувствительность или черствость по отношению к другим подросткам.
  9. Начал общаться с «неподходящей» компанией.
  10. Демонстрирует склонность к насилию.

Если ребенок уже стал жертвой кибербуллинга, это очень болезненная тревожная ситуация не только для самого ребенка, но и для его родителей.

Что делать, если ребенок подвергается кибербуллингу?

  1. Убедитесь, что ваш ребенок находится (чувствует себя) в безопасности. Оказывайте безусловную поддержку. Родители должны продемонстрировать своим детям словами и действиями, что они хотят того же, что и дети: прекращения кибербуллинга.
  2. Поговорите со своим ребенком и выслушайте его. Вовлеките его в разговор о том, что происходит. Воздержитесь от паники. Найдите время, чтобы точно узнать, что и как произошло. Не преуменьшайте ситуацию и не оправдывайте агрессора.
  3. Соберите доказательства. Распечатайте или сделайте скриншоты, записи разговоров, сообщений, картинок, видео и любых других элементов, которые могут служить наглядным доказательством того, что ваш ребенок подвергается кибербуллингу. Ведите учет всех без исключения инцидентов, чтобы помочь в процессе расследования.
  4. Обратитесь за помощью к руководству школы, если жертва и агрессор учатся в одной учебной организации. Ваш ребенок имеет право чувствовать себя в безопасности в школе.
  5. Воздержитесь от контактов с родителями того, кто я является агрессором. Некоторые родители, столкнувшиеся с обвинениями в том, что их ребенок занимается кибербуллингом, могут занять оборонительную позицию и, следовательно, могут быть невосприимчивы к вашим мыслям. Будьте благоразумны в своем подходе, чтобы избежать дополнительных трудностей.
  6. При необходимости обратитесь за консультацией. Вашему ребенку может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья. Дети могут предпочесть диалог с третьей стороной, которая может восприниматься как более объективная.
  7. Примите меры для предотвращения повторения. Если ваш ребенок подвергается издевательствам через социальные сети, настройте средства контроля конфиденциальности на каждой платформе, чтобы заблокировать контакт с человеком, который издевается над ним. Также поощряйте ребенка продолжать разговаривать с вами, не дожидаясь, пока мелкие проблемы перерастут в серьезные ситуации.

Поговорите с ребенком о проблеме травли в Интернете, прежде чем он столкнется с этим сам. Вы сможете вместе подумать, как действовать в подобных ситуациях и заверить его, что он всегда сможет получить поддержку от вас.